Рисунок на конкурс таджикистан

Рисунок на конкурс таджикистан

Рисунок на конкурс таджикистан

  • В 2016 по линии Минобрнауки России направлено на обучение и кратковременные стажировки более 528 человек (рост в 1,5 раза по сравнению с 2015 годом) в 21 страну. В таблице 1 представлены сведения, иллюстрирующие динамику изменения количественных характеристик международной мобильности.

    Таблица 1.

    Распределение одобренного количества заявок по странам.

    Страна

    Одобрено заявок в 2014 г.

    Одобрено заявок в 2015 г.

    Одобрено заявок в 2016 г.

    Всего

    1

    Китай

    129

    141

    175

    445

    2

    Венгрия

    7

    8

    103

    118

    3

    Сербия

    23

    31

    27

    81

    4

    Чехия

    11

    22

    45

    78

    5

    Норвегия

    25

    13

    34

    72

    6

    Словакия

    12

    30

    30

    72

    7

    Вьетнам

    12

    18

    22

    52

    8

    Румыния

    13

    16

    18

    47

    9

    Италия

    16

    13

    16

    45

    10

    Болгария

    15

    13

    11

    39

    11

    Дания

    14

    12

    8

    34

    12

    Бельгия

    11

    6

    6

    23

    13

    Монголия

    6

    3

    14

    23

    14

    Австрия

    3

    5

    6

    14

    15

    Франция

    3

    3

    6

    12

    16

    Турция

    0

    10

    0

    10

    17

    Кувейт

    2

    3

    4

    9

    18

    Польша

    3

    0

    0

    3

    19

    Бруней-Даруссалам

    0

    1

    1

    2

    20

    Мексика

    0

    1

    0

    1

    21

    Словения

    0

    1

    0

    1

    Основной рост количества стажировок вызван успешным развитием программы сотрудничества с Венгрией (по данной стране рост количества стажировок более чем в 10 раз за один год), обусловленный подписанием и имплементацией нового Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством социальных ресурсов Венгрии о сотрудничестве в области высшего образования от 17 февраля 2015 г. Успешному развитию российско-венгерского образовательного сотрудничества способствовало повышенное внимание Минобрнауки России в 2016 г. к программам сотрудничества с данной страной. Так, в 2016 году был проведен анализ текущей практики предоставления венгерских стипендий. По мнению авторов, решающим фактором, способствующим расширению сотрудничества с Венгрией в области образования, является появление в 2015 году программ обучения в Венгрии на английском языке доступных для российских граждан.

    В 2016 году наблюдался рост количества обменов по таким традиционно депрессивным направлениям как Вьетнам и Монголия. Количество обменов по этим странам удалось увеличить приблизительно в 2 раза за 2 года. Однако, несмотря на очевидные успехи, квота на стажировки по эти двум странам в 2016 году оказалась выбрана приблизительно на 50% (14 из 40 по Монголии и 22 из 30 по Вьетнаму). По мнению авторов, основной причиной, препятствующей развитию международного образовательного сотрудничества по данному направлению, является необходимость знания национальных языков.

    Некоторое снижение количества стран - партнеров по реализации программы ВАМ обусловлено объективными обстоятельствами. Так, в 2016 г. (в 2015 г. - 10 участников программы ВАМ) не осуществлялось сотрудничество с Турцией (в связи с попыткой военного переворота и возникшими политическими рисками, и отсюда оперативными решениями Международного департамента Минобрнауки России), с Египтом (в связи со сложной политической ситуацией в 2016 г.).

    К негативным тенденциям в области развития ВАМ, по мнению авторов, относится свертывание программ академической мобильности с Польшей (по инициативе польской стороны, однако, и российская сторона не предприняла никаких действий для того, чтобы повлиять на данную ситуацию).

    Применительно к таким странам как Болгария, Дания, Бельгия наблюдается устойчивое и неуклонное снижение количества стажировок за последние 3 года (15->13->11; 14->12->8; 11->6->6 соответственно). Если ситуация с Бельгией объясняется свертыванием программы сотрудничества с Фламандским сообществом, то в первых двух случаях, по мнению авторов, ситуация вызвана позицией как зарубежных партнеров, так и бездействием федеральных органов исполнительной власти, ответственных за международное сотрудничество.

    В реализации отраслевой программы в 2016 году приняло участие порядка 528 человек. Это составляет 0,5% от общей численности иностранных граждан, обучающихся в вузах Российской Федерации в 2014/2015 учебных годах [1, с. 19].

    Число участников программы академической мобильности примерно в 1,5 раза больше численности участников программ двусторонних молодежных обменов в области образования России и Китая в 2015 г., реализуемых Минобрнауки России в рамках п. 5 Протокола четырнадцатого заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству [2], или в пять раза больше численности российских специалистов из ведущих национальных центров России, участвующих в программе по исследованию фундаментальных свойств материи в научных центрах США [3], или в три раза больше плановых показателей численности участников совместных программ Минообрнауки России и Германской службы академических обменов (DAAD) [4].

    Во всех рассмотренных случаях средний объём программ Минобрнауки России, имеющих разные по существу, но фактически действующие источники финансирования, позволял обеспечить проведение мероприятий академической мобильности для группы численностью порядка 500 человек в рамках одной программы.

    Согласно данным в России в 2014/2015 учебном году обучались 20 209 граждан КНР. В это число входили обучающиеся за счет средств, не имеющих отношения к Минобрнауки России. Число граждан Китайской Народной Республики, обучающихся в России последние 10 лет, представлены в таблице 2 и на рисунке 1. Таблица 4 составлена на основании данных источников [1, стр. 9-12].

    Таблица 2.

    Год

    Общая численность граждан КНР, обучающихся в России

    2014/2015

    20209

    2013/2014

    18269

    2012/2013

    16385

    2011/2012

    15184

    2008/2009

    16798

    2007/2008

    15179

    2006/2007

    13179

    2005/2006

    13150

    2004/2005

    12428

    2003/2004

    7895

    Рис. 1. Численность обучающихся в России граждан Китая.

    На рисунке 2 представлено распределение квот на участие российских граждан в программе академической мобильности Минобрнауки России. Из рисунка 2 видно, что на первом месте - Венгрия (200 мест), на втором - Китай (159 мест), на третьем месте Чехия (65 мест), на четвертом месте - Монголия (40 мест). На эти четыре страны приходится 464 позиции. Все четыре страны в то или иное время входили в социалистический лагерь.

    На рисунке 3 представлено распределение количественных показателей международных обменов по странам. Видно, что здесь с большим отрывом лидирует Китай (175 стажировок), на втором месте - Венгрия (103 одобренных стажировки). Следующие 6 мест занимают остальные страны Европы (136 стажировок). На третьем месте - Чехия (45 стажировок), на четвёртом - Норвегия (34 стажировки), на пятом - Словакия (29 стажировок + одно продление), на шестом - Сербия (27 стажировок). Всего по странам Европы - 312 стажировок. В Европейских странах бывшего социалистического лагеря проведено 236 стажировок.

    Рис. 2. Распределение квот по странам.

    На рисунке 4 представлено распределение поступивших в 2016 г. заявок по странам, а на рисунке 5 - конкурс (человек на место). Наибольший конкурс во Францию (4,75), в Италию (3,38), Австрию (2,8), Бельгию (2,17), Норвегию (1,87). Конкурс более 1 человека на место имел место только для двух европейских бывших социалистических стран: Словакия (1,88) и Сербия (1,2). Отдельная ситуация с КНР: самое большое число поданных заявок (158) и конкурс 1,22 человек на место. Последние 4 места раздели Монголия (0,25), Венгрия (0,24), Вьетнам (0,22), Польша (0,08) - все бывшие социалистические страны.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что программы сотрудничества предлагают в основном страны бывшего социалистического лагеря, в то же время, как общественная потребность имеется применительно к стажировкам в странах западной Европы. Отдельная ситуация по Китаю: здесь сочетается большое количество предложенных мест и поданных заявок.

    На рисунке 6 представлены данные за 2014/2015 год по числу обучающихся всех иностранных граждан в России. Источником данных является отраслевой статистический сборник [1, с.19-25].

    Рис. 3. Распределение состоявшихся стажировок по странам.

    Рис. 4. Распределение поступивших заявок по странам.

    Рис. 5. Конкурс по странам.

    Из представленных данных видно, что первые места занимают страны СНГ (Казахстан - 1 место, Туркменистан - 3 место, Украина - 4 место, Узбекистан - 5 место, Таджикистан - 6 место, Азербайджан - 8 место, Беларусь - 9 место, Кыргызстан - 11 место, Молдова - 12 место). Остальные места в первой десятки занимают страны бывшего социалистического лагеря (за исключением Индии), а именно: Китай - 2 место, Индия - 7 место, Вьетнам - 10 место. Интересно сравнить выше представленные данные с данными 2013/2014 года. Так, Казахстан, Китай, Туркменистан и Узбекистан сохранили свои места в первой десятке. На четвертое место переместилась Украина (увеличение количества обучающихся более чем в 2 раза за 1 год), вытеснив оттуда Таджикистан (с 4 на 6 место). Азербайджан и Беларусь переместились за год с 6 на 8 и с 8 на 9 места соответственно. На 7 месте оказалась Индия, увеличив за один год количество обучающихся на 25%.

    Если рассмотреть распределение численности иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, применительно к странам участникам отраслевой программы академической мобильности (рисунок 7), то первые три места с подавляющим отрывом займут азиатские страны бывшего социалистического лагеря: Китай (1 место), Вьетнам, Монголия.

    Рис. 6. Распределение числа обучающихся в России иностранных граждан по странам за 2014/2015 г.

    Рис. 7. Распределение числа обучающихся в России иностранных граждан по странам за 2014/2015 г. для стран-участниц отраслевой программы академической мобильности.

    Исходя из вышесказанного предложены следующие выводы:

    1) Имеется дисбаланс между предложениями в рамках отраслевой программы академической мобильности и востребованностью со стороны образовательного сообщества России.

    2) Сотрудничество с КНР в области образования имеет качественные отличия (как по масштабам, так и по общественной востребованности). Китаю, вероятно, удалось в системе образования удачно соединить достоинства западной модели образования с опытом социалистического прошлого.

    3) Программа ВАМ по своей структуре соответствует программам международного сотрудничества в образовательной области Советского Союза (подавляющая часть ее участников - страны - партнеры СССР по бывшему социалистическому лагерю, либо союзные республики в рамках СССР).

  • В 2015 году по линии Минобрнауки России направлено на обучение и кратковременные стажировки более 360 студентов, аспирантов и преподавателей в высшие учебные заведения 23 зарубежных стран. Правовым основанием для данной деятельности являлись двусторонние договоры о научно-образовательном сотрудничестве. Обучение и пребывание в зарубежных странах полностью или частично осуществлялось за счёт приглашающей стороны.

    Поступившие от претендентов на обучение (стажировки) заявки направлялись на рассмотрения в представительства зарубежных стран. В случае положительного рассмотрения, заявителям предоставлялась возможность поехать на обучение (стажировку) в зарубежные высшие учебные заведения.

    Ниже приведено описание полученных результатов применительно к каждой стране.

    Таблица 1.

    Сводная справка результативности мероприятий отраслевой программы мобильности.

    № п.п.

    Страна

    Квота

    Поступило заявок

    Направлено на обучение (стажировку)

    1

    Китай

    133

    174

    141

    2

    Франция

    4

    31

    3

    3

    Сербия

    20

    32

    31

    4

    Болгария

    8

    34

    13

    5

    Румыния

    38

    20

    16

    6

    Австрия

    5

    13

    5

    7

    Бельгия

    6

    9

    6

    8

    Венгрия

    90

    18

    8

    9

    Дания

    11

    13

    12

    10

    Египет

    45

    24

    0

    11

    Норвегия

    30

    44

    10

    12

    Чехия

    39

    22

    22

    13

    Словакия

    33

    55

    33

    14

    Монголия

    40

    6

    3

    15

    Вьетнам

    60

    18

    18

    16

    Италия

    72 чел.мес.

    63

    13

    17

    Кувейт

    6

    7

    3

    18

    Македония

    2

    н.д.

    н.д.

    19

    Турция

    Не установлена

    83

    10

    20

    Бруней-Даруссалам

    2

    2

    1

    21

    Мексика

    30

    1

    1

    22

    Словения

    12

    1

    1

    23

    Исландия

    15 на все страны мира

    15

    0

    Китай.

    Правовым основанием для реализации программы международного сотрудничества в области образования является соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики в области образования от 9 ноября 2006 г. В 2014-2015 гг. Министерством образования Китая приняты 945 российских соискателя, в т.ч. 55 чел. получили полную стипендию, 77 чел. частичную стипендию, 17 чел. стипендию по программе ШОС, 300 чел. стипендию Института Конфуция, 472 чел. стипендию вузов КНР.

    В рамках специальной программы для России Правительство КНР предоставляет России 100 полных стипендий, из которых 33 стипендии выделяется для продолжающих учёбу в Китае российских студентов, 30 стипендий – Посольство КНР в РФ осуществляет набор кандидатов-стипендиатов. В 2015 году осуществлен отбор 37 кандидатов на получение данной стипендии. В рамках программы для стран-членов ШОС для российских граждан выделяется 20 стипендий китайского правительства, 7 из этих стипендий выделяется для продолжающих учёбу в Китае российских студентов. Предоставлено 100 стипендий китайского правительства (неполная стипендия, в которой не включены медицинская страховка и транспорт от Пекина до места учебы), 17 из вышеупомянутых стипендий выделяется для продолжающих учебу в Китае российских студентов.

    В 2015 году планировалось направить 133 человека (83 человека по Соглашению – неполная стипендия для студента, магистранта и стажёра, 13 человек по программе ШОС, 37 человек по специальной программе для России).

    Всего поступило 174 заявки (1,3 человека на место). Одобрено китайской стороной 141 заявка. По сравнению с 2014 года наблюдается рост количества претендентов на 1 место (1,3 человека, на место в 2015 году, против 1,2 человек на место в 2014 году) при росте количества стипендиатов (141 человек в 2015 году, против 129 в 2014 г.), что говорит об успешности развития российско-китайского образовательного сотрудничества.

    Франция.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Россией и Францией от 06 февраля 1992 г. В 2015 году Францией было предоставлено 4 вакансии лекторов русского языка. Поступила 31 заявка (19 заявок в 2014 году), 23 заявки направлены в Посольство Франции в России. Французской стороной одобрено 3 заявки (как и в 2014 году). По сравнению с 2015 годом наблюдается рост конкурса с 6,3 человек на место до 10,3 человека на место.

    Сербия.

    Правовым основанием для реализации программы является Программа сотрудничества в области культуры, образования, науки, спорта и молодежной политики между правительством Российской Федерации и правительством Республики Сербии на 2012-2015 годы от 26 сентября 2015 г. В рамках Программы на 2015 год было предусмотрено 20 позиций на обучение в Сербии (бакалавриат, магистратура, докторантура, профессиональная подготовка). Поступило 32 заявки (24 заявки в 2014 г.), 31 из которых отправлена в Посольство Сербии в России. Одобрена 31 заявка.

    Болгария.

    Правовым основанием для реализации программы международных обменов является Программа сотрудничества в области культуры, образования и науки между правительством Российской Федерации и правительством Республики Болгарии на 2012-2014 годы. В рамках программы предусмотрено 8 позиций на обучение в Республике Болгария (международные летние семинары по болгарскому языку). Поступило 34 заявки. Болгарской стороной представлены стипендии 13 претендентам (на 5 больше квоты). По сравнению с 2014 годам наблюдался рост интереса к образовательным программам Болгарии (конкурс 41/4 человек на место, при отсутствии конкурса в 2014 году) при одновременном уменьшении предложений с болгарской стороны.

    Румыния.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Протокол о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования, исследований, молодежи и спорта Румынии о сотрудничестве в области образования на 2012-2017 годы от 25 апреля 2012 г. Предусмотрено 15 позиций на обучение в Румынии (международные летние курсы румынского языка, литературы, истории и цивилизации). Получено 19 заявок (13 в 2014 году), 18 после формального контроля переданы в Посольство России в Румынии, одобрено 15 заявок. Кроме того, румынской стороной в 2015 году дополнительно предложено 23 стипендии на обучение студентов, аспирантов и докторантов. Поступила 1 заявка в Посольство Румынии в Москве и впоследствии одобрена. Таким образом, в 2015 году наблюдался как рост интереса к летним курсам румынского языка, литературы, истории и цивилизации (конкурс 11/4 человек на место, при отсутствии конкурса в 2014 году), так и развитие новых форм сотрудничества (стипендии на обучение студентов, аспирантов и докторантов).

    Австрия.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики о культурном сотрудничестве от 27 октября 1998 г. В рамках соглашения в 2015 году предусмотрено 5 вакансий ассистента преподавателя русского языка. По просьбе австрийского Федерального министерства образования и по делам женщин принято решение о продлении сроков работы 5 российских специалистов.

    Бельгия.

    Имеется два соглашения с Фламандским сообществом и с Французским сообществом. В рамках соглашений, установленных Протоколом заседания Смешанной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Французским сообществом и Валлонским регионом Королевства Бельгия в области образования, науки и культуры от 24 мая 2012 г. предусмотрено 6 позиций для обучения на летних языковых курсах, на которые поступило 9 заявок. По результатам формального контроля 8 заявок направлены в МИД России (далее в Посольство Бельгии в России), из которых одобрено 6. Количественные характеристики образовательных обменов по сравнению с 2014 годом уменьшились за счет сокращения предложений бельгийской стороны - не поступило предложений в рамках соглашений, установленных Протоколом заседания Смешанной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Фламандским сообществом Королевства Бельгия в области образования, науки и культуры от 28 марта 2008 г.; (в 2014 г. был предусмотрен 1 исследовательский грант, а также 8 позиций на обучение в бакалавриате, аспирантуре, докторантуре).

    Венгрия.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством социальных ресурсов Венгрии о сотрудничестве в области высшего образования от 17 февраля 2015 г. На 2015 год предусмотрено 90 позиций (летние языковые курсы, стажировки, преподавание русского языка), требующих владения венгерским языком. Получено 18 заявок, из которых 3 забракованы по формальным признакам, остальные 15 отправлены в Венгерскую стипендиальную комиссию (Будапешт). Одобрено 8 заявок.

    В целом показатели российско-венгерских образовательных обменов по сравнению с 2014 годом остались на том же уровне: в 2014 году одобрено 7 (из 22 поступивших) заявок на 90 вакансий.

    Дания.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дании в области культуры, науки и образования от 4 ноября 1993 года. В 2015 году предусматривалось 11 позиций (16 в 2014 г.) на краткосрочное обучение и научные стажировки, получено 13 заявок (14 в 2014 г.), 12 заявок направлены в Посольство Дании в России. Все заявки были одобрены. По сравнению с 2014 годом наблюдалось небольшое сокращение предложений со стороны зарубежного партнера при приблизительно одинаковом количестве претендентов.

    Норвегия.

    В соответствии с Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством по вопросам знаний Королевства Норвегия о сотрудничестве в области образования от 27 апреля 2010 г. предусмотрено 15 позиций для краткосрочной стажировки в вузах Норвегии с целью повышения квалификации, кроме того, в 2015 году норвежской стороной было дополнительно предложено 15 стипендий по позиции «Норвежский язык и литература» для соискателей со знанием норвежского языка на летние курсы и краткосрочную стажировку. Получено 44 заявки на 30 позиций (в 2014 г. 28 заявок на 15 позиций), 42 (32 – стажировки, 10 – летние курсы норвежского языка) после формального контроля направлены в Посольство Норвегии в России, одобрены 23 заявки (13 – стажировки, 10 – летние курсы норвежского языка). Анализ показывает, что норвежское направление образовательного сотрудничества успешно развивается, количество участников за год реализации программы выросло (с 15 до 23), количество предложенных вакансий возросло в 2 раза, конкурс достаточно высокий (1,9 чел. на место и в 2015 г. и в 2014 г.).

    Египет.

    В соответствии с Протокол о сотрудничестве в области образования между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством высшего образования и научных исследований Арабской Республики Египет от 15 августа 2006 г. Ежегодно предусматривается 45 вакансий на научные стажировки и краткосрочное обучение в высших учебных заведениях Египта. Получено 24 заявки (4 заявки в 2014 г.) 20 заявок одобрено и направлено Египетской стороне. В 2014 г. в связи с позицией МИД России Минобрнауки России приняло решение не направлять российских студентов и стажёров в Египет в 2014 году в связи со сложной политической и криминогенной ситуацией в этой стране. Таким образом, по Египту в 2015 году наблюдалась тенденция по восстановлению связей в области образования.

    Чехия.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования, молодежи и спорта Чешской Республики о сотрудничестве в области образования и науки от 9 октября 2001 г. В 2015 года предусмотрено до 39 позиций на обучение, научную работу и стажировку (от 1 до 9 месяцев). Получено 22 заявки (все одобрены чешской стороной). В 2014 году предусматривалось 13 позиций на которые было получено 11 заявок. Таким образом, по линии сотрудничества с Чехией наблюдается двойной рост количества участников.

    Словакия.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Словацкой Республики о сотрудничестве в области образования от 7 ноября 2006 г. В 2015 году было предусмотрено 5 вакансий на летние курсы словацкого языка (получено 5 заявок, все одобрены), 3 годовые (с возможностью продления) вакансии преподавателя русского языка и литературы (получено 21 заявка, одобрены 3), до 25 вакансий на обучение, стажировку, проведение научной работы сроком от 1 до 10 месяцев (получено 29 заявок, одобрено 25). Всего на 33 вакансии (все использованы) в 2015 году получено 55 заявок (1,9 человек на место). В 2014 году на 17 вакансий (12 использовано) было получено 32 заявки (1,9 человек на место). Полученные результаты говорят о расширении масштабов и востребованности российско-словацкого образовательного сотрудничества.

    Монголия.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о культурном и научном сотрудничестве от 5 апреля 1995 г. В 2015 году предлагалось 40 вакансий (в 2014 г. – 40) на десятимесячную студенческую стажировку по монгольскому языку и стажировку для преподавателей по монгольскому языку. На 40 вакансий подано 6 заявок, из которых формальный контроль прошло 3, все они одобрены монгольской стороной. В 2014 году поступило 10 заявок, 6 из которых после формального контроля отправлены в Посольство Монголии в России, все одобрены. Анализ показывает, что несмотря на предпринятые меры (изменился формат предлагаемых стажировок, проведена работа с вузами Забайкальского края), российско-монгольское образовательное сотрудничество находится в упадке, данное обстоятельство усугубляется ещё и требованиями монгольской стороны к уровню знаний монгольского языка.

    Вьетнам.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования и подготовки кадров Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области образования от 25 июня 2005 г., а также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о стратегическом партнерстве в области образования, науки и технологий от 25 ноября 2014 г. Предусмотрено 60 вакансий на десятимесячные стажировки для студентов и аспирантов, летние курсы вьетнамского языка, обучение для бакалавров, магистров, аспирантов. На 60 вакансий подано 18 заявок (в 2014 –13 заявок), все они были одобрены вьетнамской стороной. Наблюдается рост интереса к российско-вьетнамскому образовательному сотрудничеству, что вероятно обусловлено в т.ч. совершенствованием форматов предлагаемых стажировок, однако потенциал российско-вьетнамского сотрудничества остаётся ещё невостребованным.

    Италия.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования от 10 февраля 1998 г. На 2015 год предоставлено 72 (в 2014 г. – 100) человеко-месяца на стажировки длительностью 3-9 месяцев. Сбор документов осуществлялся путём заполнения форм в on-line режиме. Из 63 (54 в 2014 г.) заявок одобрено итальянской стороной 13 (5 резерв). В 2014 г. было одобрено - 16 (10 резерв). Таким образом, в области российско-итальянского сотрудничества наблюдается 28% сокращений вакансий по инициативе итальянской стороны при 15% росте количества поданных заявок.

    Кувейт.

    В соответствии с Нотой МИД Кувейта от 24 марта 2015 г. для россиян предоставлено 6 бюджетных мест (в 2014 г. – 3) на факультете шариатского права и исламских исследований и курсах арабского языка. Получено 7 заявок (в 2014 г. – 2), одобрены кувейтской стороной - 3. По сравнению с 2014 г. интерес к шариатскому праву и исламским исследованиям возрос в 3.5 раза, однако масштабы сотрудничества в данной области остаются незначительными.

    Македония.

    В соответствии с нотами Посольства Республики Македония в России от 11 марта 2015 г. предоставлено 2 бесплатных места для граждан Российской Федерации на обучение в высших учебных заведениях Македонии. Все документы формируются на специализированном сайте в on-line режиме, решения принимаются македонской стороной самостоятельно, о принятых решениях не сообщается. Масштаб и формат сотрудничества с Македонией за год остался на прежнем уровне (2 стажировки в год).

    Турция.

    В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о культурном и научном сотрудничестве от 19 июля 1994 года Турцией предоставляется неустановленное количество мест для обучения в турецких высших учебных заведениях, в т.ч. летних школ по изучению турецкого языка. В 2015 году поступило 83 заявки (25 заявок в 2014 г.) от граждан Российской Федерации, 10 из которых были одобрены. Полученные результаты свидетельствуют о существенном росте интереса российских граждан к образованию в Турции, возросшем взаимопонимании российской и турецкой сторон (до 2015 г. турецкая сторона о принятых решениях, о результатах отбора не сообщала и мнения Минобрнауки России о персональном составе, принимаемых на обучение российских граждан, не запрашивала).

    Бруней-Даруссалам.

    В соответствии с письмом Посольства Российской Федерации в Государстве Бруней-Даруссалам от 21 ноября 2014 г. № 37б предложено 2 вакансии на обучение для российских граждан. Представлено 2 заявки из которых зарубежным партнёром одобрена 1.

    Мексика.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов в области культуры образования и спорта от 20 мая 1996 г. Предусмотрено 30 вакансий на обучение в бакалавриате и магистратуре. Подана 1 заявка, которая одобрена мексиканской стороной.

    Словения.

    Правовым основанием для реализации программы международного образовательного сотрудничества является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словения в области культуры, науки и образования от 17 ноября 1995 г. Предложено 12 вакансий на обучение студентов, подана 1 заявка (одобрена словенской стороной).

    Исландия.

    В соответствии с письмом Министерства образования, науки и культуры Республики Исландия предложено 15 вакансий (на 27 стран) на годовое обучение студентов в Исландии. С Российской стороны поступило 15 заявок, однако ни одна не была одобрена исландской стороной.

  • В 2014 году по линии Минобрнауки России направлено на обучение и кратковременные стажировки более 300 студентов, аспирантов и преподавателей в высшие учебные заведения 22 зарубежных стран. Обучение и пребывание в зарубежных странах полностью или частично осуществлялось за счёт приглашающей стороны.

    В случае значительного превышения количества заявок над числом вакансий организовывался конкурсный отбор (Китай, Италия). Ниже приведено описание полученных результатов применительно к каждой стране.

    Таблица 1.

    Сводная справка результативности мероприятий отраслевой программы мобильности.

    № п.п.

    Страна

    Квота

    Поступило заявок

    Одобрено заявок

    1

    Китай

    129

    158

    129

    2

    Франция

    4

    19

    3

    3

    Сербия

    20

    24

    23

    4

    Болгария

    15

    15

    15

    5

    Румыния

    15

    13

    13

    6

    Австрия

    5

    14

    3

    7

    Бельгия (Французское сообщество)

    6

    13

    6

    8

    Бельгия (Фламандское сообщество)

    9

    12

    5

    9

    Венгрия

    90

    22

    7

    10

    Дания

    16

    14

    14

    11

    Египет

    45

    4

    0

    12

    Норвегия

    15

    28

    25

    13

    Чехия

    13

    11

    11

    14

    Словакия

    17

    32

    12

    15

    Монголия

    40

    10

    6

    16

    Вьетнам

    60

    13

    12

    17

    Италия

    16

    54

    16

    18

    Польша

    40

    3

    3

    19

    Кувейт

    3

    2

    2

    20

    Македония

    2

    н.д.

    н.д.

    21

    Турция

    Нет квоты

    25

    н.д.

    22

    Шри-Ланка

    4

    н.д.

    н.д.

    Китай.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы является соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики в области образования от 9 ноября 2006 г. Предусмотрено 77 неполных стипендий, 35 полных стипендий, 17 стипендий по программе ШОС. Всего поступило 158 заявок (1,2 человека на место). Организован конкурсный отбор. В Посольство КНР в России направлено 129 заявок. Одобрено китайской стороной 129 заявок.

    Франция.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Договор между Россией и Францией от 07 февраля 1992 г. В 2014 году Францией было предоставлено 4 вакансии лекторов русского языка. Поступило 19 заявок, все 19 заявок направлены в Посольство Франции в России. Французской стороной одобрено 3 заявки.

    Сербия.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Программа сотрудничества в области культуры, образования, науки, спорта и молодежной политики между правительством Российской Федерации и правительством Республики Сербии на 2012-2015 годы. В рамках Программы на 2014 год было предусмотрено 20 позиций на обучение в Сербии (бакалавриат, магистратура, докторантура, профессиональная подготовка). Поступило 24 заявки, 23 из которых отправлены в Посольство Сербии в России. Одобрено 23 заявки.

    Болгария.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Программа сотрудничества в области культуры, образования и науки между правительством Российской Федерации и правительством Республики Болгарии на 2012-2014 годы. В рамках программы предусмотрено 8 позиций на обучение в Республике Болгария (международные летние семинары по болгарскому языку, литературе и культуре), 5 позиций на полный курс обучения, 2 вакансии преподавателей русского языка. Во всех случаях число поступивших предложений, число вакансий и число одобренных заявок совпадает. Все поступившие комплекты документов переданы в Посольство Болгарии в России.

    Румыния.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Протокол о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования, исследований, молодежи и спорта Румынии о сотрудничестве в области образования на 2012-2017 годы от 25 апреля 2012 г. Предусмотрено 15 позиций на обучение в Румынии (международные летние курсы румынского языка, литературы, истории и цивилизации). Получено 13 заявок, все они переданы в Посольство России в Румынии и одобрены.

    Австрия.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики о культурном сотрудничестве от 27 октября 1997 г. В рамках соглашения на 2014 году предусмотрено 5 вакансий ассистента преподавателя русского языка. Получено 14 заявок, проведён конкурсный отбор по результатам которого 5 заявок отправлены в Посольство Австрии в России, из которых одобрено 3 заявки.

    Бельгия.

    Имеется два соглашения с Фламандским сообществом и с Французским сообществом. В рамках соглашений, установленных Протоколом заседания Смешанной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Фламандским сообществом Королевства Бельгия в области образования, науки и культуры от 28 марта 2008 г. предусмотрен 1 исследовательский грант (заявок не поступило), а также 8 позиций на обучений в бакалавриате, аспирантуре, докторантуре, на которые поступило 12 заявок. По результатам конкурсного отбора 8 заявок направлены в МИД России (далее в Посольство Бельгии в России), из которых одобрено 5. В рамках соглашений, установленных Протоколом заседания Постоянной Смешанной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Французским сообществом и Валлонским регионом Королевства Бельгии в области науки, образования и культуры от 24 мая 2012 г., в 2014 году предусмотрено 6 позиций на летние языковые курсы, на которые пришло 13 заявок. По результатам конкурсного отбора 8 заявок направлено в МИД России (далее в Посольство Бельгии в России), из которых одобрено 6.

    Венгрия.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Протокол между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования и культуры Венгерской Республики о сотрудничестве в области образования на 2009-2011 годы. На 2014 год предусмотрено 90 позиций (летние языковые курсы, стажировки, преподаватель русского языка), требующих владения венгерским языком. Получено 22 заявки, из которых 2 забракованы по формальным признакам, остальные 20 отправлены в Венгерскую стипендиальную комиссию (Будапешт). Одобрено 6 заявок на обучение на языковых курсах, 1 заявка на работу преподавателем.

    Дания.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дании в области культуры, науки и образования от 4 ноября 1993 года. В 2014 году предусматривалось 16 позиций на краткосрочное обучение и научные стажировки, получено 14 заявок, все заявки направлены в Посольство Дании в России. Все направленные Исполнителем заявки были одобрены.

    Норвегия.

    В соответствии с Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством по вопросам знаний Королевства Норвегия о сотрудничестве в области образования от 02 ноября 1994 г. предусмотрено 15 позиций для краткосрочного обучения в вузах Норвегии с целью повышения квалификации. Получено 28 заявок, 25 после формального контроля направлены в Посольство Норвегии в России, все направленные заявки одобрены.

    Египет.

    В соответствии с Протокол о сотрудничестве в области образования между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством высшего образования и научных исследований Арабской Республики Египет от 15 августа 2006 г. на 2014 год предусматривалось 45 вакансий на научные стажировки и краткосрочное обучение в высших учебных заведениях Египта. Получено 4 заявки. В связи с позицией МИД России Минобрнауки России приняло решение не направлять российских студентов и стажёров в Египет в 2014 году в связи со сложной политической и криминогенной ситуацией в этой стране.

    Чехия.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Соглашение между Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования, молодежи и спорта Чешской Республики о сотрудничестве в области образования и науки от 9 октября 2001 г. В 2014 году предусматривалось 10 позиций (научная работа 2 месяца и 3 позиции (научная стажировка 9 месяцев). Получено 5 заявок на научную работу и 6 на научную стажировку. Все они переданы в Посольство Чехии в России. О принятых решениях Исполнителю неизвестно.

    Словакия.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Словацкой Республики о сотрудничестве в области образования. В 2014 году было предусмотрено: 2 вакансии преподавателя русского языка и литературы на работу в течение 1 года с возможным продлением (получено 14 заявок, 10 после формального контроля отправлены в Посольство Словакии в России, 2 одобрены); 5 позиций на обучение и стажировку в течение 5 мес. для студентов и аспирантов (получено 8 заявок, все отправлены в Посольство Словакии в России, 6 одобрены); 5 вакансий на научную стажировку (научную работу) в течение 10 мес. (получено 5 заявок, все отправлены в Посольство Словакии в России, 4 одобрены); 5 трёхнедельных вакансий для студентов (стажировки и летние курсы словацкого языка). В последнем случае получено 5 заявок, 4 из которых, после формального контроля, направлены в Посольство Словакии в России, одобренных заявок нет.

    Монголия.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о культурном и научном сотрудничестве от 05.04.1995 г. В 2014 году предлагалось 30 позиций на обучение длительностью 4-5 лет для студентов и аспирантов (не поступило ни одной заявки), 10 позиций на 10 месячную языковую стажировку для студентов и преподавателей по монгольскому языку (поступило 10 заявок, 6 из которых после формального контроля отправлены в Посольство Монголии в России, все одобрены).

    Вьетнам.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы академической мобильности является Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования и подготовки кадров Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области образования от 25 июня 2005 г. Предусмотрено 15 позиций на 5 летнее обучение для бакалавров, магистров, аспирантов (нет заявок), 10 позиций для повышения квалификации преподавателей вьетнамского языка (нет заявок), 30 позиций на 10 месячные стажировки и летние курсы вьетнамского языка (поступило 13 заявок, все направлены в Посольство Вьетнама в России, одобрено 12).

    Италия.

    Правовым основанием для реализации отраслевой программы является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования от 10 февраля 1998 г. На 2014 год предоставлено 100 человеко-месяцев на стажировки длительностью 3-9 месяцев. Сбор документов осуществлялся путём заполнения форм в on-line режиме. Из 54 заявок одобрено Итальянской стороной 16 (10 резерв).

    Польша.

    Сотрудничество осуществлялось в соответствии с материалами Секретариата ЮНЕСКО о совместной программе ЮНЕСКО/Польша в области инженерного дела. Предусмотрено 40 позиций для бакалавров и магистров на 6 месячное обучение в области науки, технологий, инженерного дела. Поступило 3 заявки, все они одобрены польской стороной.

    Кувейт.

    В соответствии с Нотой МИД Кувейта от 04 мая 2014 г. № 9/14810 для россиян предоставлено 3 бесплатных места на факультете шариатского права и исламских исследований. Получено 2 заявки, все они одобрены кувейтской стороной.

    Македония.

    В соответствии с нотами Посольства Республики Македония в России № 24-04-28/3 и 24-04-28/4 предоставлено 2 бесплатных места для граждан Российской Федерации на обучение в высших учебных заведениях Македонии. Все документы формируются на специализированном сайте в on-line режиме, решения принимаются македонской стороной самостоятельно, о принятых решениях не сообщается.

    Турция.

    В соответствии с соглашением о сотрудничестве между Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию и Министерством национального образования Турецкой Республики от 02 ноября 1994 г. Турцией предоставляется неустановленное количество мест для обучения в турецких высших учебных заведениях. Сбор всех документов осуществлялся турецкой стороной на своем сайте в on-line режиме. В 2014 году поступило 25 заявок от граждан Российской Федерации, о принятых турецкой стороной решениях не сообщается.

    Шри-Ланка.

    В соответствии с нотой Посольства Социалистической Республики Шри-Ланка № 559/2014 предоставлено 4 бесплатных места для граждан Российской Федерации на обучение в высших учебных заведениях Шри-Ланки. Все документы формируются на специализированном сайте в on-line режиме, решения принимаются зарубежной стороной самостоятельно, о принятых решениях не сообщается.

    В реализации отраслевой программы в 2014 году приняло участие порядка 300 человек. Это составляет 0,2% от общей численности иностранных граждан, обучающихся в вузах Российской Федерации в 2012/2013 учебных годах [1] или 0,3% от плановых показателей численности российско-китайского академического обмена, зафиксированных Протоколом четырнадцатого заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству [2].

    Число участников отраслевой программы примерно соответствует численности участников программ двусторонних молодежных обменов в области образования, реализуемых Минобрнауки России в рамках п.5 Протокола четырнадцатого заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству [3], или в три раза больше численности российских специалистов из ведущих национальных центров России, участвующих в программе по исследованию фундаментальных свойств материи в научных центрах США [4], или в полтора раза больше плановых показателей численности участников совместных программ Минообрнауки России и Германской службы академических обменов DAAD [5].

    Во всех рассмотренных случаях средний объём отраслевой программы, имеющей разные, но фактически действующие источники финансирования, позволял обеспечить проведение мероприятий академической мобильности для не более чем 300 человек в рамках одной программы.

    Согласно данным [6] в России в 2012/2013 учебном году обучались 16385 китайцев. В это число входили обучающиеся за счет средств, не имеющих никакого отношения к Минобрнауки России. Число таких людей за последние 10 лет представлены в табл. 2 и на рис. 1. Из рис. 1 видно, что никаких оснований для прогнозирования самопроизвольного роста численности китайцев, обучающихся в России, в 3 раза не имеется. Таблица 2 составлена на основании данных источников [7-10].

    Таблица 2.

    Год

    Общая численность граждан КНР, обучающихся в России

    2012/2013

    16385

    2011/2012

    15184

    2008/2009

    16798

    2007/2008

    15179

    2006/2007

    13179

    2005/2006

    13150

    2004/2005

    12428

    2003/2004

    7895

    Рис. 1. Численность обучающихся в России граждан КНР.

    На рис. 2 представлено распределение квот на участие российских граждан в отраслевой программе академической мобильности. Из рис. 2 видно, что здесь лидируют страны Азии - Китай (129 мест), на третьем месте Вьетнам (60 мест), на четвёртом месте Монголия (40 мест). На эти три страны приходится 229 вакансий. Все три страны в то или иное время входили в социалистический лагерь. На втором месте по числу мест находятся страны Европы: Венгрия 90 мест, Польша 40 мест, Сербия 20 мест, Словакия 17 мест. Итого 167 мест, причём все перечисленные страны тоже ранее входили в социалистический лагерь.

    На рис. 3 представлено распределение состоявшихся визитов по странам. Видно, что здесь с большим отрывом лидирует Китай (129 визитов). Следующие 6 мест занимают страны Европы (106 визитов). На втором месте - Норвегия (25 визитов), на четвёртом - Италия (16 визитов), на пятом Дания (14 визитов). Итого по странам Европы - 55 визитов. Европейским странам бывшего социалистического лагеря: Сербия (3 позиция), Болгария (6 позиция), Румыния (7 позиция) соответствует 51 визит.

    Рис. 2. Распределение квот по странам.

    На рис. 4 представлено распределение поступивших заявок по странам, а на рис. 5 конкурс (человек на место). Наибольший конкурс во Францию (4,75), в Италию (3,38), Австрию (2,8), Бельгию (2,17), Норвегию (1,87). Конкурс более 1 человека на место имел место только для двух европейских бывших социалистических стран: Словакия (1,88) и Сербия (1,2). Отдельная ситуация с КНР: самое большое число поданных заявок (158) и конкурс 1,22 чел. на место. Последние 4 места раздели Монголия (0,25), Венгрия (0,24), Вьетнам (0,22), Польша (0,08) - все бывшие социалистические страны.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что программы сотрудничества предлагают в основном страны бывшего социалистического лагеря, в то же время, как общественная потребность имеется применительно к стажировкам в странах западной Европы. Отдельная ситуация по Китаю здесь сочетается большое количество предложенных мест и поданных заявок.

    На рис. 6 представлены данные за 2012/2013 год по числу обучающихся всех иностранных граждан в России. Источником данных является отраслевой статистический сборник [11].

    Рис. 3. Распределение состоявшихся визитов по странам.

    Рис. 4. Распределение поступивших заявок по странам.

    Рис. 5. Конкурс по странам.

    Из представленных данных видно, что все первые места занимают страны СНГ (Казахстан - 1 место, Туркмения 3 место, Таджикистан 4 место, Узбекистан 5 место, Азербайджан 6 место, Украина 7 место, Белоруссия 8 место). Китай занимает 2 место по числу обучающихся иностранных граждан в России. В первую десятку попадают Индия - 9 место и Вьетнам - 10 место. Если построить график распределения численности иностранных граждан, обучающихся в российских вузах применительно к странам, участникам отраслевой программы академической мобильности (рис. 7), то первые три места с подавляющим отрывом займут азиатские страны бывшего социалистического лагеря: Китай (1 место), Вьетнам, Монголия.

    Исходя из вышесказанного Исполнителем предложены следующие выводы:

    1) Имеется дисбаланс между предложениями в рамках отраслевой программы академической мобильности и восстребованостью со стороны образовательного сообщества.

    1) Сотрудничество с КНР в области образования имеет качественные отличия (как по масштабам, так и по общественной востребованности). Китайцам, вероятно, удалось в системе образования удачно соединить достоинства западной модели образования с опытом социалистического прошлого. Исполнителем предлагается выделить образовательное сотрудничество с КНР в отдельную программу.

    Рис. 6. Распределение числа обучающихся в России иностранных граждан по странам за 2012/2013 г.

    Рис. 7. Распределение числа обучающихся в России иностранных граждан по странам за 2012/2013 г., для стран-участниц отраслевой программы академической мобильности



Рисунок на конкурс таджикистан

Рисунок на конкурс таджикистан

Рисунок на конкурс таджикистан

Рисунок на конкурс таджикистан

Рисунок на конкурс таджикистан

Рисунок на конкурс таджикистан

Рисунок на конкурс таджикистан

Рисунок на конкурс таджикистан

Рисунок на конкурс таджикистан

Рисунок на конкурс таджикистан

Рисунок на конкурс таджикистан

Рисунок на конкурс таджикистан