Как в бумаге сделать отверстие в

Как в бумаге сделать отверстие в

Как в бумаге сделать отверстие в

Как в бумаге сделать отверстие в

В рамках данной заметки речь пойдет об одном из способов изготовления круглых дырок в наклейках, предназначенных для приляпывания на лицевую панель устройства. Отмечу, что данный способ позволяет также вырезать круги из резины, кожи, тонкого тефлона и других не особо дубовых материалов. Однако, чаще всего я им пользуюсь именно при изготовлении наклеек для морд и жоп различных дывайсов:

Не секрет, что наиболее распространенным способом «эстетического» оформления передних/задних панелей поделок у радиолюбителей до сих пор остаются наклейки. Оно и не мудрено. Во-первых, двухсторонний скотч из разряда «эксклюзив» (в коем он находился всё начало 90-х годов) плавно перетек в категорию «говно и палки», столь любимую мной. Ну а уж по бумагу и говорить нечего – продается на каждом углу по 5р. за лист какого угодно оттенка/рельефа/плотности. Однако, есть у самопальных наклеек один минус – дырки в них приходится прорубать самому. И если с квадратными/прямоугольными отверстиями особого геморроя не наблюдается (берем канцелярский нож, линейку и режем наклейку по периметру дырки), то с круглыми не всё так однозначно. Тут есть два пути: либо под круглую дырку в самой панели устройства вырезается квадратная дырка в наклейке, либо дырка в наклейке всё же делается тоже круглой. Первый способ хорош тем, что не требует никаких дополнительных приблуд – достаточно того же канцелярского ножа. Однако, финальный вид передней панели после таких художеств – далеко не фонтан. Я, кстати, на заре своего приборостроения пользовался именно этим способом. При этом не могу сказать, что подобный подход – полнейшее говно. Напротив, если делаешь поделку для себя, и на ее внешний вид по большому счету насрать (как обычно и бывает), то способ «круглые дыры в панели => квадратные дыры в наклейке» вполне себя оправдывает. Но вот если прибор предназначен для друзей/знакомых или (упаси бог) на продажу – тут уже вступают в силу несколько другие критерии «привлекательности», ибо большинство людей озабочено не только работоспособностью устройства (это, как бэ, само собой подразумевается), но и его внешним видом – надо, чтобы было «красиво» и «как на заводе».
Так вот, с большой долей допущений «красиво» и «как на заводе» достигается при помощи изготовления круглых дырок в наклейке под круглые же отверстия в панели:

Вообще говоря, теоретически круглую дырку в наклейке изготовить можно и обычным канцелярским ножом. Есть у меня один товарищ на работе, который прорубает круглые дыры в бумаге именно так. Получается вполне сносно, но! На одно отверстие уходит порядка 10-15 минут, и (главное) когда я увидел данный процесс вживую, то мне захотелось застрелиться – настолько это муторное занятие. В общем, если есть знакомый токарь или имеешь доступ к токарному станку – рекомендую воспользоваться плодами технического прогресса и изготовить спецприблуду для прорезания круглых дырок, как когда-то сделал и я.

<Лирическое отступление>
В принципе, данная примочка сама по себе достаточно очевидна (как и всё то, о чем я пишу заметки). Но мне тут же вспоминаются былые годы, когда я, молодой, зеленый и всезнающий дурень, поступил в распоряжение своего начальника. Опыта – практически ноль, «технического» мировоззрения – минус десять, а уж про конструкторскую интуицию я и не говорю. В общем, одни голые амбиции, как и у большинства нормальных юношей: «Мои поделки должны быть самыми козырными!». Надо отдать должное – для воплощения этих амбиций в жизнь я и впрямь прилагал массу усилий. Но поскольку был технически туп и конструкторски безграмотен, резал, как дурак, квадратные дырки в наклейках под круглые дыры в панелях (жаль, в отделе не сохранилось ни одной моей поделки тех времён, а то бы я представил фото «найдите 10 отличий»). И даже как-то в голову не приходило, что можно сделать круглые отверстия в наклейке без особого геморроя. Однако, в один прекрасный день я увидел, как слесаря делают резиновые прокладки круглой формы при помощи некой хреновины, мною доселе невиданной. На мой робкий вопрос: «А что это за херня такая?» последовал усталый ответ: «Хорош издеваться. Не видишь, что ли – это просечка».
К чему это я? К тому, что для слесаря со стажем Сани-Комара просечка была вполне очевидной вещью, которой он не один год пользовался. А вот для меня это было как гром среди ясного неба. Вроде бы – один и тот же инструмент, а какая разная реакция людей на него. Так и сейчас: для меня-то, понятно, данная просечка так же привычна, как бутылка водки или пачка сигарет, а вот для кого-нибудь начинающего – незнакома, и её описание будет весьма кстати.
</Лирическое отступление>


Внешний вид просечки, как уже упоминалось, прост, как паровоз. По большому счету, просечка – это просто трубка соответствующего диаметра Dact, заточенная с одного края:

Однако, как говорится, от теории до практики — пропасть. Правда, в данном случае пропасть не так уж и велика:
— просечка должна без геморроя вставляться в стандартный патрон сверлильных устройств (шурик, дрель, сверлильный станок и т.д.);
— «продукты отработки» (т.е. вырезанные круги) должны легко удаляться из просечки.
Оба этих условия определяют конфигурацию хвостовика просечки: во-первых, его внешний диаметр не должен превышать 13мм (на практике – лучше не более 10мм), а во-вторых – в хвостовике должна быть сквозная дырка, чтобы можно было легко удалять отходы жизнедеятельности просечки.
В реальности рассматриваемая спецприблуда выглядит так (для диаметра дырки, по-моему, 20мм):

Ориентировочный чертеж просечки (опять же – для диаметра 20мм; материал – сталь обычная, подкласс – «говно и палки», 1-я категория):

Показаны основные размеры, буква «D» обозначает диаметр. Понятно, что жесткий размер в данном случае один – внутренний диаметр просечки. Остальные размеры выбираются исходя из того, какой материал есть под рукой, какова квалификация токаря и т.д. Диаметр сквозной дырки в хвостовике определяется тем, чем будут выковыриваться вырезанные бумажные круги – проволокой, шилом и т.д.
Теперь пару слов о том, как пользоваться просечкой. Понятно, что ничего сложного здесь нет: вставляешь ее в сверлилку, включаешь вращение патрона и прорубаешь дырку, но! Есть довольно важный момент: при сверлении наклейки под нее надо подкладывать какой-нибудь мягкий материал (наиболее распространенный – резина:

Если сверлить дырки на дереве или, не дай бог, на железе, просечка довольно быстро затупится, а точить ее – занятие совершенно неблагородное. Также не рекомендую тупо пробивать дыры при помощи рассматриваемой приблуды. Есть такие кадры – берут просечку, приставляют ее к наклейке и долбят сверху молотком. Дырки в этом случае получаются неровные со рваными краями, а вот шансы смять режущую кромку просечки вырастают на порядок.
В остальном же просечка – весьма примитивный и неприхотливый инструмент, и чтобы ею пользоваться, особого ума не надо. Вот руку немного придется набить, но это для любого инструмента актуально. Ну а в целом – как и говорил выше: вставляешь в патрон, нажимаешь «Пуск» и сверлишь. В качестве доказательства привожу документальный фильм:
Выковыривать продукты жизнедеятельности из просечки рекомендую не реже, чем каждые 8-9 дырок при внутреннем диаметре инструмента 12-13мм. При меньшем диаметре вытряхивать бумагу надо чаще, при большем – реже. Естественно, данные рекомендации весьма условны и отражают лишь общую тенденцию – в реальности всё будет зависеть от конкретного экземпляра просечки. Здесь же просто хочу отметить: если бумагу из инструмента не выковыривать, то просечка вместо ровного и четкого вырезания дырок начнет заминать их края вовнутрь наклейки. (Как-то мутно объяснил, но поверьте – на практике данный момент сразу станет понятен).
В заключение хотел бы сказать следующее. Да, конечно – изготовить просечку можно далеко не в каждом населенном пункте. В частности, в сельской местности (сужу по своей деревне и окрестностям) почти наверняка – вряд ли. Да, если ты сам не являешься токарем – придется немного раскошелиться. Однако, нужно помнить, что радиолюбительство – это хобби, довольно затратное само по себе, да и просечка – не той сложности деталь, чтобы отваливать за нее охеренные деньги. Ну и третье – совершенно необязательно изготавливать набор просечек с дискретом/шагом внутреннего диаметра 1,0мм или меньше. Во-первых, дырка в наклейке диаметром 13мм на вид не сильно отличается от дырки диаметром 14мм, так что шага диаметра просечки в 2,0мм (а то и в 3,0мм) будет вполне достаточно. А во-вторых, необходимо посмотреть на перечень элементов, которые вы чаще всего устанавливаете на передние/задние панели устройств. Вполне может оказаться так, что для прорубания круглых отверстий подо все эти элементы достаточно будет просечек с четырьмя-пятью разными диаметрами. В качестве подтверждения этих слов продемонстрирую свой арсенал просечек:

Основной шаг (дискрет) диаметров 2.0мм. Для больших диаметров – больше. При этом я чаще всего не вправе выбирать марки элементов на передней/задней панели – это оговаривается заказчиком. И всё равно – представленного набора мне за глаза хватает на все случаи жизни, да еще процентов 15-20 показанного арсенала либо никогда не использовалось (чем ржавее – тем невостребованней), либо использовалось один раз в жизни, да и тот можно было перетерпеть. А цена всего этого удовольствия – около 1500р. в переводе на нынешние деньги (сужу по курсу водки на 14.11.14). На мой взгляд – совсем недорого за то, чтобы вид панелей ваших дывайсов был приближен к «красивому» и «как на заводе».
Ну и пример того, как в итоге выглядит морда собранной поделки:

А на сегодня всё. Желаю удачи при изготовлении лицевых панелей устройств!
Примечание: все вопросы лучше валить в камменты после заметки, так как не факт, что я смогу на них на все ответить. А вот шансы на то, что в сообществе найдется более прошаренный человек по твоей теме — довольно хорошие. Но уж если зарегистрироваться на сайте совсем никак — можно воспользоваться возможностями электрической почты:

Как в бумаге сделать отверстие в

Как в бумаге сделать отверстие в

Как в бумаге сделать отверстие в

Как в бумаге сделать отверстие в

Как в бумаге сделать отверстие в

Как в бумаге сделать отверстие в